Компания «ЛАРУС» совместно с партнерами разработала сервис «Параметрические закупки»

По данным агентства «Tadviser», международной консалтинговой компании «PwC» и ассоциации директоров по закупкам «Клуб закупщиков», 96% участников применяют централизованные закупки. Централизация закупочной деятельности в крупных хозяйственных структурах считается одной из лучших практик. Она позволяет избежать неэффективного расходования средств, проблем со своевременностью поставок товаров, работ и услуг; обеспечивает необходимый уровень контроля и соблюдения регуляторных требований. В письме от 5 июля 2018 г. N СП/51294-ПР/18 ФАС России отметил преимущества централизации закупок.

По мнению экспертов, на сегодняшний день у крупных и средних компаний почти исчерпаны реальные возможности повышения эффективности собственных закупок. Для них существует только один реальный вариант существенного повышения эффективности закупочных процессов – это использование параметрических закупок, позволяющий экономить за счет снижения цены, подбора аналогов и экономии от снижения трудоемкости процедур. Поэтому потребность в создании механизма проведения параметрических закупок будет возрастать, как в России, так и за рубежом!

По мнению экспертов, переходу на параметрические закупки препятствуют два важных фактора. Первый фактор — это отсутствие качественных данных о продукции. Однако до сих пор при сборе и обработке данных значительное количество предприятий сталкиваются с проблемой достоверности и корректности представленных данных. И это

несмотря на то, что для повышения достоверности и корректности данных используются следующие два этапа. Первый этап – создание централизованной корпоративной системы нормативно-справочной информации (ЦКС НСИ), которая встраивается в систему управления материально-техническим обеспечением (МТО) предприятия, укрупнено состоящую из блоков: планирование и закупка материально-технических ресурсов (МТР), складская логистика (приходы, отпуск и продажа), аналитическая отчетность и ведение нормативно-справочной информации (НСИ). Второй этап – введение жесткого регламента, когда все данные в единые справочники в рамках системы НСИ предприятия вносятся централизованно специально выделенной группой специалистов (экспертов).

На наш взгляд, это связано с тем, что крупные предприятия холдингового типа объединяют множество предприятий. При этом каждое предприятие имеет свою корпоративную культуру, уровень автоматизации и т.д. Поэтому с целью реализации данного решения, включая создание ЦКС НСИ и систему управления МТО, некоторые крупные компании стали дополнительно использовать решения в виде шаблонов, позволяющие, во-первых, привести справочники предприятия к единообразию, в т.ч. с помощью машинного обучения, а, во-вторых, автоматизировать процесс проверки НСИ с разработкой единых стандартов ведения контрагентов и материалов с созданием возможностей производителям и покупателям свободно обмениваться прозрачной информацией о товарах и сделках. К таким решениям можно отнести:

– модуль «Мой справочник НСИ» (решение тендерной В2В-площадки «В2В-Центр»), являющийся инструментом для автоматической проверки и нормализации справочника по правилам предприятия, поиска дубликатов и ошибок, а также их предотвращения;

– облачная платформа «Actualog» для управления и обмена информацией о продукции, открытый классификатор и справочник, а также решение для интеграции данных в цепочках поставок. Резидент инновационного центра «Сколково»;

– примерно аналогичный подход также был реализован как элемент функционала параметрических закупок в сегментах В2В и G2B (выбор продукции из каталога по параметрам), – в Березка, ЭТП ГПБ, Аирту, ЭКБ Маркет;

– для продукции потребительского спроса был реализован функционал параметрических закупок в Yandex.Market (более тысяч полных шаблонов для категорий бытовой электроники) и в каталоге IceCat (более 7 миллионов карточек товаров);

– в России Национальный Каталог Продукции разрабатывает компания ЦРПТ – оператор системы маркировки товаров. Однако, на текущий момент каталог, разрабатываемый ЦРПТ, не содержит полных категорийных шаблонов для

большинства потребительских категорий. Аналогичная ситуация по составлению шаблонов каталогов, справочников, реестров, поддерживаемых государственными структурами и организациями в рамках ЕАЭС, – шаблоны для большинства категорий товаров отсутствуют.

Второй фактор — это невозможность принимать решения на основе объективных критериев, сравнивать и выбирать продукцию на основе сопоставимых параметров и свойств. Дело в том, что централизованные закупки продукции в условиях многообразия требований технической политики являются сложной и трудоемкой задачей. Под продукцией или товаром понимается любой однородный товар, которым является почти любой продукт сектора FMCG, сельского хозяйства, а также любой товар, характеристики которого легко могут быть описаны и измерены (по сути 90% всех товаров). Особенно это наглядно видно при закупках сложной продукции. Например, трансформатор – каждый отдельный заказчик может указать более 40 характеристик с определенными значениями: тип самого трансформатора, вид изоляции, вентиляции, обмотки, степень защиты, максимальный уровень шума и многое другое. Все данные на каждую закупаемую продукцию с присущими ему характеристиками объединяются в единый лот. При централизованных закупках крайне важно, с одной стороны, учитывать характеристики на каждую закупаемую продукцию, а, с другой – провести сравнительный анализ предложений поставщиков продукции, требований к закупаемой продукции и условиям его поставки, чтобы на основе результатов анализа выбрать оптимальный вариант из многообразия предложений поставщиков продукции и потом закупаемую ту или иную продукцию оптимально распределять по заявкам конечных заказчиков или покупателей. Сейчас эта работа, как правило, делается или вручную, или с минимальным использованием математических алгоритмов. Поэтому данные работы не только весьма трудоемкие, но и не обеспечивают оптимальность выбора в смысле максимизации соответствия закупаемой продукции требованиям технической политики.

Команда компании «ЛАРУС» совместно с партнерами разработала сервис «Параметрические закупки». Взаимодействуя с централизованной корпоративной системой нормативно-справочной информации (ЦКС НСИ) предприятия, сервис позволяет учитывать не только предпочтения в значениях диапазона параметров, по которым осуществляется их выбор, но и вес каждого параметра. Благодаря использованию сервиса «Параметрические закупки» автоматизируется не только выбор продавцов или поставщиков для закупки необходимых МТР, но и распределение выбранного МТР по покупателям внутри холдинга с максимальным соответствием коммерческим и техническим требованиям покупателя.

Это дает возможность крупным компаниям сократить:

- на 15-20% общие затраты на осуществление закупочной деятельности;

- на 5-10% общие затраты на закупку МТР за счет интеллектуальных алгоритмов оптимального выбора закупаемых МТР у множества поставщиков;

Кроме того, сервис «Параметрические закупки» помогает снизить влияние человеческого фактора в закупочных операциях. Таким образом, сервис «Параметрические закупки» позволяет реально повысить эффективность закупочных процессов и сэкономить за счет снижения цены, подбора аналогов и экономии от снижения трудоёмкости процедур.

Основными конечными потребителями сервиса «Параметрические закупки» являются крупные корпоративные клиенты с большой сетью зависимых подразделений с общим годовым объемом закупок материально-технических ресурсов от 500 млн руб. Это компании различных сфер деятельности из России, стран СНГ, ЕАЭС и дальнего зарубежья.

Также потенциальными потребителями продукта могут являться электронные торговые площадки и маркетплейсы, встраивающие сервис «Параметрические закупки» в свои решения на основе лицензионных договоров.

Независимый директор и член Совета директоров компании «ЛАРУС» Николай Потапов

Сотрудничество

Если Вы заинтересовались продуктом, мы готовы ответить на все ваши вопросы.
21 из 85
Первым 85 компаниям предоставляется
бесплатный доступ
по первому тарифу
сроком на 1 год
Низкие риски
регистрация бесплатна
Никакого спама
Только по делу
Поддержка
Круглосуточная связь
Обновления
Мы делаем сервис лучше