О влиянии интернета на развитие торговли

«Если правильно объяснить людям «зачем»,
то они всегда найдут способ «как»
Джордан Белфорт

Торговля в интернете – это следующий этап объединения торговых площадей «под одной крышей», пусть и виртуальной.
На заре капитализма производитель и торговец часто были одним и тем же лицом. Сегодня мы наблюдаем как специализация, дойдя до своего максимального состояния, начинает возвращаться к первоначальному образцу на качественно новой основе. Торговля из отдельной сферы распределения товаров начинает объединяться с производством (пока еще очень слабо, почти незаметно). В чем это выражается?
Во-первых, совмещением в одном месте магазина и склада готовой продукции (в сетевых магазинах между этими локациями существует прослойка в виде отделов закупок и поставок), а во-вторых, появлением магазинов, открытых производителем и потенциально ориентированных на весь мир. Приведу пример: компания NiceHair.dk провела автоматизацию центрального склада интернет-магазина в связи с ростом онлайн-торговли. Теперь человеческий труд используется только на этапе доставки заказа, комплектация осуществляется роботом. Это небольшая фирма, занимающаяся продажей косметики, фактически зависима от непосредственного изготовителя, но запрос на поставку товара на склад осуществляется роботом. Более правильно называть эту компанию всего лишь одним из подразделений материнской организации.
Другой пример: достаточно в Yandex или Google набрать «купить что-то от производителя», как счастливому потребителю будет показан сайт изготовителя, и только в случае его отсутствия – ресурс перекупщиков.
Транснациональные компании не остаются в стороне и выходят на мировой рынок, в том числе, с помощью Интернет-торговли. Глобализация, с одной стороны, подрывает основы национального государства, формируя единую экономическую систему, а с другой – вынуждает последних прибегать к протекционистским мерам по защите собственного производителя, дабы иметь возможность конкурировать не только на мировом, но хотя бы на национальном уровнях.
Интернет де-факто сформировал единый мировой магазин, где каждый может заказать необходимый ему товар и, в котором работает адресная доставка со склада на дом. Подчеркну: не множество разных магазинов, а именно один, подобно тому, как торговый центр – де-факто, один большой комплекс с множеством отделов. То есть монополизация торговли достигла своей высшей точки – сформировалась глобальная монополия. Этот статус не снимается даже тем, что продолжают существовать множество обычных магазинов, в которых ежедневно совершают покупки миллионы людей, многие из которых слыхом не слыхивали об Интернет-торговле. Дело в том, что виртуальное пространство в качестве торговой площадки обладает преимуществами, которые не могут быть скопированы обычными магазинами по структурным причинам. И это явление проигнорировать нельзя. Нельзя, например, автоматизировать выкладку еды со складов какой-либо торговой сети, а вот приучить людей заказывать в интернете на неделю вперед – не проблема. В конце концов, это занимает гораздо меньше времени, чем поездка в торговый центр, который может находиться на расстоянии в сотню километров. Вытеснение традиционных магазинов Интернет-торговлей – вопрос времени. Конечно, какие-то наземные торговые точки останутся в любом случае, но их будущая участь – получать крохи с барского стола. В них люди будут приобретать товары по сиюминутной необходимости, но это не может быть в больших количествах.
Тенденции, свидетельствующие о предпосылках развития торговли с использованием интернет-технологий:
Первое. С развитием интернета и связанных с ним сервисов производители продукции получили возможность активнее конкурировать с традиционной розничной торговлей и обойти традиционный розничный канал. Благодаря интернету торговля в сети позволила производителям и продавцам продукции значительно снизить издержки, в число которых входит зарплата персонала. Уже сейчас заказы в компаниях Amazon, eBay и других принимают роботы, и они же отправляют их с автоматизированных складов курьерам. Кроме того, интернет-магазин функционирует круглые сутки, без обеда и выходных. Вскоре в интернет-магазине eBay будет доступна виртуальная примерочная, позволяющая покупателям «примерять» понравившуюся из сетевого каталога одежду на трехмерную модель собственного тела. Аналогичный проект виртуальной примерочной был представлен компанией SAP и получил высокую оценку экспертов. Теперь человек может с помощью своей фотографии и введенных параметров (в том числе рост, размер) примерить и заказать новую одежду, оплатив ее с помощью мобильного телефона. Также в ближайшее время пользователям не нужно будет идти в магазин для примерки обуви, сделать это можно будет дома прямо перед монитором компьютера или даже с мобильного устройства. Причем ботинки или кроссовки будут максимально удобными, разнашивать обувь и страдать от мозолей больше не придется. В помощь ритейлу – инновационные решения компании TryFit.
И подобных примеров внедрения инноваций уже много.
Второе. Ежегодный рост цен на коммерческую и торговую недвижимость (продажа и аренда) в России и за рубежом заставляет предпринимателей изыскивать новые пути для развития бизнеса. Традиционная розничная торговля крепко привязана к месту. Интернет-торговля гораздо легче приспосабливается к территории, ее опорные точки могут находиться не на первой линии.
Третье. Серьезные изменения происходят в покупательской среде крупных городов России и за рубежом. Несколько лет назад посещение торгового предприятия было и развлечением, и культурным времяпрепровождением. Современный покупатель из аудитории «время-деньги», имеет некий временной интервал, и должен в этот промежуток решить несколько задач: обеспечить функционирование своего домохозяйства; отдохнуть с семьей и детьми и набраться сил; побаловать себя чем-то (покупками, едой, любимым делом и т.п.). Вторая и третья задачи – это удовольствие, первая – сплошная рутина.
Четвертое. Изменяется демографическая ситуация – растет доля одиноких женщин. Сейчас цифры свидетельствуют о том, что на 9 ребят приходится уже почти 11 девчонок (это если говорить в общем – по данным статистики мужское население в России составляет 46,5%, женское – 53,5%). По сравнению даже с европейскими странами доля мужчин в общем количестве населения в России ниже. Например, в Германии количество мужчин приближается к половине (48,8%), в Польше – 48,6%. В ряде стран Азии мужское население превышает женское, в Китае вообще ожидается дефицит невест. Все это приводит к тому, что на женские плечи ложится мужская работа «добытчика» товаров. Поскольку женщинам трудно выполнять функции водителя, грузчика и экспедитора в процессе покупок, востребованными становятся услуги по доставке крупных и тяжелых товаров.
Пятое. Планировка многих крупных городов создает предпосылки для ограничения транспортной доступности. Автомобильные пробки во многих крупных городах России серьезно затрудняют жизнь.
Шестое. Увеличивается продолжительность рабочего дня, что не способствует более активному посещению торговых сетей.
Седьмое. Развивается техническое обеспечение. Домашний интернет получает распространение. Молодежь все больше оперирует в интерактивной среде. Современный молодой человек просто набирает поиск в Yandex, Google, Rambler или в другой поисковой системе и получает нужный результат гораздо быстрее.
Эксперты отмечают следующее в случае, когда современный покупатель предпочтет вообще не ехать в магазин, а вместо этого нажать кнопку «добавить в корзину»:
1. Приобретение через интернет несет в себе ощутимые выгоды по сравнению с традиционным походом в магазин, если: цены ниже; проблем меньше (совершая покупки в магазине, покупатели часто забывают купить нужные товары, в интернет-магазине список хранится в памяти – комплексность предложения также достигается достаточно просто и легко); действительно экономится время; нет давления со стороны продавца (что иногда бывает очень важно с психологической точки зрения).
2. Покупка через интернет будет успешной, если соблюдается следующий набор условий, связанный с самим товаром и с продавцом: покупатель уверен в качестве товара из данного источника или покупатель может отказаться от покупки товара в момент, когда его привезли. При этом гарантировать качество может производитель или подразделение Интернет-торговли производителя, включая его интернет-магазин или розничные сети, в том числе наиболее известные интернет-магазины, принадлежащие ритейлу.
Подводя итог, можно сделать вывод, что объединение ритейла и производителей продукции в различные виды альянсов не за горами. Изменения диктует современный потребитель. Производителям и ритейлу надо принять решение и сделать шаг вперед. Кто сделает его первым и быстрее, тот и выиграет – это беспроигрышная стратегия. Безусловно, обычные магазины пока останутся основным звеном розничной торговли. Но без других каналов продаж и без электронной коммерции в современном мире уже не обойтись.

Сотрудничество

Если Вы заинтересовались продуктом, мы готовы ответить на все ваши вопросы.
21 из 85
Первым 85 компаниям предоставляется
бесплатный доступ
по первому тарифу
сроком на 1 год
Низкие риски
регистрация бесплатна
Никакого спама
Только по делу
Поддержка
Круглосуточная связь
Обновления
Мы делаем сервис лучше