ОБЗОР РОССИЙСКОГО РЫНКА B2B-E-COMMERCE
- Учитывая, что в США из-за развития eCommerce для ритейла наступают сложные времена (см. статью «Обзор мирового рынка B2B-E-Commerce» – «В США наступает апокалипсис ритейла»), а для банков еще и из-за возрастающей роли платежных систем («За рубежом функции арбитров между поставщиками и покупателями успешно выполняют платежные системы …»), а также понимая важность развития электронной торговли, крупные зарубежные и российские компании, банки и торговые сети начинают активно развивать собственные маркетплейс на основе платформенных бизнес-моделей, повторяя опыт «Alibaba Group», «Amazon», «Wal-mart», других. Так, например, крупнейший российский ритейлер «X5 Retail Group» решил начать работать с поставщиками по новой схеме для онлайн-магазина «Перекресток», используя модель маркетплейс: по ней будет поставляться продукция от поставщиков скоропортящихся товаров (из-за небольших объемов производства они не могут попасть в основной ассортимент). ПАО «Сбербанк», имея маркетплейс «Беру́» и маркетплейс «на_полке», покупает торговую сеть «О’кей». ПАО «Банк «ВТБ», имея маркетплейс «ВТБ Бизнес-Коннект» , приобрело торговую сеть «Магнит». ООО «Севергрупп», имея крупнейшего онлайн-продавца продуктов питания в России «Утконос», покупает торговую сеть «Лента».
- Становится очевидна тенденция создания и развития маркетплейс в России. Маркетплейсы создаются и будут создаваться при участии крупных банков, крупных торговых сетей, использующих потенциал своей розницы, крупных промышленных групп (группа «НЛМК», ПАО «ММК», АО «ОМК», ПАО «ТМК», группа «ЧТПЗ» и многих других) и альянсов между ними («Северсталь» – торговую сеть «Лента» – Интернет-магазин по продаже продуктов питания «Утконос»; «ГК ВТБ – «ГК «Магнит», др.), крупных Интернет-компаний («Yandex.Market», «Mail.Ru Group», «Rambler Group») и уже существующих Интернет-магазинов («M.Video», «Ozon.ru» и др.). Таким образом, банки будут создавать экосистему с участниками eCommerce, а торговые розничные сети объединять преимущества online-продаж с offline-продажами продукции, расширяя каналы взаимодействия со своими клиентами.
- В России на рынке аграрной продукции только сейчас стали появляться маркетплейсы, сервисы коллективных закупок, мобильное приложение, доски объявлений и иные площадки для online-продаж, в том числе в B2B-сегменте. Это «Агроплатформа Prod.Center», «Agroru.com», «Агробазар», «ПЛОДБАЗА.РУ», «Агросервер.ru», «Фрутинфо», «Agro-russia», «Ситилинк» (электронный магазин-дискаунтер), «Агросити», «RussianFood.com», «Агро24» , «Smart Seeds», «Электронный фермер», «PROD.CENTER», «AgroCargo» («Uber для грузового транспорта» с фокусом на перевозках сельскохозяйственной продукции), «Агробаза», «Ешь деревенское» (маркетплейс, который позволяет мелким фермерам выставлять свои продукты и остатки на сайте), «IDK», «MFlowers» (B2B-платформа, которая связывает оптовых покупателей цветочной продукции, производителей со всего мира и логистических операторов), «ТВОЙПРОДУКТ», другие.
- Аналитики Forrester Research оценивают отставание России от рынка электронной торговли США примерно в 5-7 лет. Но даже это отставание кажется слишком оптимистичным, если говорить об оптовой онлайн торговле. Во всем мире этот сегмент по своему объему в 3 раза больше розничной, а в России он начал развиваться недавно.
- В России отстают технологии в B2B-eСommerce. На западе разработкой B2B-платформ занимаются десятки компаний-разработчиков. Поэтому около 67% оптовых компаний уже предлагают возможность онлайн-заказа своим клиентам. В России рынок разработки решений для оптовых компаний в зачаточном состоянии. В России есть два распространенных решения: В дешевом сегменте – облачное решение на базе платформы «AGORA» (плюсы – дёшево, минусы – подходит для микропредприятий оптовой торговли). В дорогом сегменте – решение «SAP Commerce Cloud», ранее «SAP Hybris», (плюсы – многофункциональность, минусы – высокая цена, которая посильна компаниям мирового уровня и то больше для того, чтобы увеличить собственную стоимость при выходе на IPO). На рынке известен случай, когда немецкая сеть супермаркетов «Lidl» объявила о приостановке работы над совместным проектом с «SAP». По оценкам экспертов отрасли, в проект было вложено около 500 млн евро инвестиций.
- В России до сих пор превалируют откаты у В2В менеджеров. В B2B менеджер – это ключевое звено, основной участник продаж, на котором держатся все связи с поставщиком. Вследствие этого мало внедрений ИТ-систем B2B-eСommerce, мало бизнес-кейсов и бизнес-моделей коммерциализации с использованием online-систем B2B-eСommerce.
- Говорить о России, как о значимом игроке рынка интернет-продаж, пока не приходится. Согласно данным Data Insight за 2018 год, объем российского рынка интернет-продаж составляет $23,8 млрд — это в 26 раз меньше, чем в Китае. Глобальным трендом рынка электронной коммерции стал расцвет «промышленной» революции в продажах B2B-клиентам. С 2016 года игроки мирового рынка B2B e-commerce стали уходить от «ручных персональных продаж» менеджера к системе многофункциональных личных кабинетов в B2B интернет-магазинов. К 2021 году ожидается период их расцвета в России.
- В России начинают более активно работать крупнейшие зарубежные транснациональные бизнес-сети, такие как «SAP-Ariba» («Ariba Network»), «PROACTIS» и «Infor Nexus» («Infor Nexus Network»). Среди российских продуктов наиболее известными решениями по созданию аналогичных систем являются решения на базе платформы «AGORA» (компания «CentroBit», Россия: «Agora Optima», «Agora Интернет-магазин», «Agora B2B»), «1С:Бизнес-сеть. Торговая площадка» и бизнес-сеть «LARUS BUSINESS NETWORK» (на базе системы управления цепочками поставок SCM «LARUS» и мультибанковской платформы Faktura.ru).
- По мнению Фонда развития цифровой экономики «Цифровые платформы», реальная цифровизация и импортозамещение в промышленном секторе начнутся при наличии реального спроса со стороны конечных покупателей, а не из предположений и догадок производителей товаров. Таким образом, по мнению экспертов Фонда «Цифровые платформы», цифровизация в промышленности начнется после цифровизации оптовой и розничной торговли. По данным Росстата и сайта Zakupki.gov.ru за 2016 год, оборот оптовой торговли в В2В-сенменте составил 61,4 трлн. рублей, а в В2С-сегменте – 28,3 трлн. рублей. При этом сумма госзакупок по ФЗ-44 и ФЗ-223 составила 45,8 трлн. рублей.
- На заре развития Интернет-торговли один из основателей и руководителей крупнейшей зарубежной электронной торговой площадки «Perfect Commerce» (куплена «PROACTIS») Александр Кемпер сказал: «В2В-коммерция – это, прежде всего, Интернет-банкинг. Не существует коммерции без финансовых транзакций. А финансовый продукт, в свою очередь, создается благодаря коммерческой транзакции. Эти две сферы неразрывно связаны между собой. Невозможна коммерция без финансовой сферы. С другой стороны, банкинг не имеет будущего при разделении сфер коммерции и расчетов».
- Входе исследования, проведенного компанией Accenture в отношении 120 глобальных банков, выяснили, что «9 из 10 финансовых организаций заинтересованы в развитии экосистемы, ориентированной на удовлетворение потребностей клиентов … Говоря о наиболее востребованных направлениях экосистем, опрошенные банки на первое место поставили сервисы для бизнеса (58%): включая расчетные счета и управление платежами, поддержка в запуске бизнеса, юридические и бухгалтерские услуги, создание веб-сайтов, онлайн-платформы для торговли и маркетинга, выставление счетов и, подготовка отчетности для регулирующих органов».