Использование интеллектуальных сервисов SCM «LARUS» в регламентированных закупках в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ

Федеральная антимонопольная служба в докладе «О состоянии конкуренции в 2018 г.» констатирует, что «Процесс усиления роли государства в экономике перешел в иное – качественное состояние. Государство уже не просто устанавливает правила, а пытается регулировать всю хозяйственную систему страны», и в качестве примера приводит следующие данные: доля госсектора в экономике за 2018 г. составила 60–70% ВВП России, а в ряде отраслей уже занимает 80% рынка. Не менее интересные данные приводит  «Росстат» –  общая сумма контрактов в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ за 2018 год превысила 46 трлн. рублей. Поэтому сегодня регламентированные закупки в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ становятся главным драйвером, поддерживающим экономическую активность российских предприятий.
Несмотря на возрастающую регуляторную роль государства, сфера регламентированных закупок, по данным исследования Научно-исследовательского института управления «Высшая школа управления», демонстрирует серьезные проблемы, снижающие положительное влияние закупок на совокупный спрос в российской экономике, столь необходимый сегодня. Так, например:
- В настоящее время эффективность конкурентных закупок оценивается только на основании снижения цены закупки. При этом фактор снижения стоимости всего жизненного цикла контракта в рамках 44-ФЗ с оценкой совокупных издержек не учитывается. Директор Института анализа предприятий и рынков, профессор Департамента политики и управления НИУ ВШЭ Андрей Яковлев приводит следующий пример: при закупке томографа целесообразно исходить из уровня совокупных издержек за весь период службы этого аппарата, включающий не только цену томографа, но и стоимость его обслуживания, комплектующих, ремонта, зарплату персонала и т.д., в расчете на 1 обследованного пациента.
- Федеральные ведомства акцентируют основное свое внимание на противодействие коррумпированному заказчику и поставщику-взяткодателю, используя регуляторное администрирование и внедряя сплошной внешний контроль процедур закупок с целью нивелирования человеческого фактора, надеясь при этом, что это позволит одновременно повысить и эффективность закупок. В результате относительные затраты госзаказчиков на осуществление регуляторных функций достигали 4,3% от стоимости закупок, что по итогам 2019 года составило около 360 млрд рублей, более чем десятикратно превышая соответствующий показатель для закупок в Европейском союзе.
- Около 40-50% конкурентных закупок в рамках 44-ФЗ являются имитацией, а недобросовестное исполнение договорных обязательств, связанных с нарушением сроков поставки и поставкой некачественных товаров, работ, услуг, получили широкое распространение в госзаказе. Причем снижение качественных характеристик сочетается с отсутствием снижения итоговой цены контракта.
Команда ООО «ЛАРУС» совместно с технологическими партнерами разработала следующие интеллектуальные сервисы, повышающие  эффективность закупок и нивелирующие человеческий фактор:
В первую очередь это единый классификатор товаров и характеристик на товары, в основе которого положены два общепринятых официальных классификатора – общероссийский классификатор товаров по видам деятельности (ОКПД2) и классификатор товаров, работ, услуг (КТРУ), используемый на сайте госзакупок. Таким образом, была создана единая информационная среда, которая позволила всем участникам процесса оперировать одинаковыми понятиями и использовать сервисы для автоматизированной обработки и многокритериального сравнения предложений продавцов и запросов покупателей.
Во вторую очередь это интеллектуальный сервис «Virtual adviser E-distribution», который позволяет за счет алгоритмизации регуляторных функций, связанных с осуществлением внешнего контроля выполнения процедур закупок, обеспечить доверие между всеми участниками закупок, включая представителей государства, и минимизировать транзакционные затраты на взаимодействие и осуществлении контроля.
Во третью очередь это интеллектуальный сервис «Assessment of Aggregate Demand», который автоматизирует систему поддержки принятия решения по оценке совокупного спроса и определению начальной максимальной цены контракта (НМЦК).
В четвертую очередь это интеллектуальный сервис «Virtual Automatic BUYER-SELLER», который автоматизирует процесс формирования пары «Продавец-покупатель» при максимальном соответствии предложений и потребностей по всему спектру параметров, учитывающих возможности покупок и продаж на рынке однородных товаров.
Есть еще два интеллектуальных сервиса, которые находятся на стадии разработки. Это интеллектуальный сервис «Virtual Automatic E-procurement», который автоматизирует агрегирование централизованных закупочных процедур с гарантированным удовлетворением технических и коммерческих требований каждого конечного покупателя. И, наконец, интеллектуальный сервис «Virtual Automatic Rating», позволяющий в режиме онлайн производить оценку (рейтинг) надежности поставщиков и покупателей за счет применения моделей соответствия потребительскому покупательскому спросу и функционально-стоимостным ограничениям продавца.
К сожалению, несмотря на востребованность и экономическую целесообразность внедрения новых интеллектуальных сервисов внедрить и использовать их прямо сейчас невозможно. Причина – отсутствие актуальных нормативных и законодательных актов, а на их изменения могут уйти годы. Для решения этой проблемы Минэкономразвития России совместно с Фондом «Сколково» и АНО «Цифровая экономика» разработали законопроект, который регламентирует порядок создания регуляторных «песочниц». Такого рода «песочницы» позволяют отказаться от ряда нормативных требований, мешающих развитию инноваций. За счет этого компании, занимающиеся разработкой новых продуктов и услуг, а также представители органов власти могут тестировать их, не нарушая действующее законодательство.
24 Апреля т.г. Президент РФ В.В.Путин подписал федеральный закон 123-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона "О персональных данных“». Эксперимент стартует 1 июля 2020 г. и продлится пять лет.
С учетом вступления в силу 123-ФЗ команда ООО «ЛАРУС» совместно с технологическими партнерами и другими заинтересованными организациями готова после получения статуса участника экспериментального правового режима в соответствии с требованиями федерального закона 123-ФЗ, протестировать новые интеллектуальные сервисы и полностью перевести в цифровую форму процесс взаимодействия заказчиков и поставщиков. Такое внедрение позволит  снивелировать человеческий фактор и одновременно повысить эффективность закупок в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Генеральный директор ООО «ЛАРУС» В.Н. Журавлев

Сотрудничество

Если Вы заинтересовались продуктом, мы готовы ответить на все ваши вопросы.
21 из 85
Первым 85 компаниям предоставляется
бесплатный доступ
по первому тарифу
сроком на 1 год
Низкие риски
регистрация бесплатна
Никакого спама
Только по делу
Поддержка
Круглосуточная связь
Обновления
Мы делаем сервис лучше